Москва

+7 (499) 703 01 32
Call back

RU EN

mail@pnx-spb.ru

Экологические аспекты использования пенообразователей «Аквафом»

ECOLOGICAL ASPECTS OF USE OF AQUAFOM FOAM CONCENTRATES

The basis of all foam concentrates and wetting agents is surfactants. They change the properties of the solution, surface and interfacial tension, increase the spreadability of the solution, its wetting ability. They are “responsible” for the formation and, in part, for the stability of the foam.

For the manufacture of Type S foam concentrates only hydrocarbon surfactants are used. Having a polluting effect on the environment, they are nonetheless capable of almost complete biodegradation.

In 1963, a “light water”, a new class of film-forming fluorine-containing foam concentrates was patented. They literally revolutionized many industries, including firefighting. A fundamentally new method of extinguishing appeared, which is the extinguishing with low-expansion foam. The effectiveness of the new method, especially for flammable and combustible liquids, contributed to its rapid spread. In the ‘90s, the new method became widespread in enterprises of Russia and countries of the former USSR.

However, restrictions on the use of perfluorinated surfactants soon became apparent. The toxic and carcinogenic properties of perfluorooctanesulfonates and their derivatives were found. Tests on rats showed that they are distributed mainly in serum and liver and do not participate in subsequent metabolism. The embryotoxic effect of the compounds, the violation of vital functions due to ingestion, were proved. They are extremely slow when removed from the human body - from 2 years to 21 years. These compounds have great stability in the environment, their half-life in the aquatic environment (hydrolysis) is 41 years, and these compounds are not at all subject to destruction by light (photolysis). Perfluorooctanesulfonates and their derivatives were classified as persistent organic pollutants.

In 2001, the Stockholm Convention was adopted, aimed at reducing environmental pollution and protecting human health. In 2009, the list of persistent organic pollutants covered by the Convention was expanded. Perfluorooctanesulfonic (PFOS) acid and its derivatives were also enlisted. Major global manufacturers of fluorinated chemicals agreed to a phase-out program for PFOS and its derivatives, as well as substances that form PFOS, by 2015. The main producers of fluorine surfactants improved the toxicological and environmental characteristics of the products by blocking the sulfonate group, reducing the number of carbon atoms in the perfluorinated radical from C8 to C4-C6, using not complete but partial fluorination.

In 2011, Russia joined the Stockholm Convention 2002 version. In 2014, a government decree was adopted on measures to ensure compliance by the Russian Federation with the obligations stipulated by the Stockholm Convention on Persistent Organic Pollutants.

Pozhneftehim Group follows the global trend to reduce environmental pollution and pays great attention to the environmental safety of products. Guaranteed quality components that meet international standards and do not contain substances prohibited by the Stockholm Convention on Persistent Organic Pollutants are used as raw materials for the production of foam concentrates such as AFFF and AFFF/AR type. Compliance with this requirement is guaranteed by manufacturers of surfactants in letters of guarantee declaring product quality. All foam concentrates are biodegradable.

Much efforts are being applied to reduce the content of hazardous substances in the composition of foam concentrates and increase the biodegradability of all Aquafom brands. In 2014, the S/AR type, new for Russian manufacturers of foam concentrates, was created – the synthetic alcohol-resistant Aquafom-S/AR foam concentrate of the intended purpose for extinguishing polar and non-polar combustible liquids. While maintaining high extinguishing efficiency, confirmed by tests at the VNIIPO EMERCOM of the Russian Federation with the issuance of the approved “Recommendations for the use of the Aquafom-S/AR foam concentrate”, it is characterized by low phytotoxicity and the ability to 100% biodegradability. Environmental tests conducted at the “Test Center for Surfactants, Detergents, and Paint and Varnish Materials” (Shchebekino) showed that sludge adaptation takes only a week. New portions of the foam concentrate per day decompose by about 90%, and the formation of foam is no longer observed. In terms of phytotoxicity, the threshold concentration of Aquafom-S/AR is 25 times higher, and the dilution factor of the premix is 10,000 times lower than that of the AFFF type of foam concentrate. Since the developed foam concentrate contains only mild surfactants, the maximum permissible concentration of surfactants for discharge into industrial wastewater is 50 mg/l. This corresponds to a dilution of the Aquafom-S/AR concentrate in a ratio of 1:2500. Foam concentrates of AFFF/AR type of 6% concentration must be diluted approximately 12,000 times or disposed of in special furnaces in chemical plants.

Москва

+7 (499) 703 01 32
перезвоните

mail@pnx-spb.ru

Экологические аспекты использования пенообразователей «Аквафом»

Экологические аспекты использования пенообразователей «Аквафом»

Основа всех пенообразователей и смачивателей – поверхностно-активные вещества. Именно они меняют свойства раствора, поверхностное и межфазное натяжение, увеличивают растекаемость раствора, его смачивающую способность. Именно они «ответственны» за образование и, частично, за устойчивость пены.

Для изготовления пенообразователей типа S используются только углеводородные поверхностно-активные вещества. Оказывая загрязняющее действие на окружающую среду, они, тем не менее, способны к практически полному биоразложению.

В 1963 году был запатентован новый класс плёнкообразующих фторсодержащих пенообразователей «легкая вода». Они произвели в буквальном смысле революцию во многих отраслях промышленности, в том числе и в пожаротушении. Появился принципиально новый метод тушения – тушение пеной низкой кратности. Эффективность нового метода, особенно при тушении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, способствовала его быстрому распространению. В 90-х годах новый метод получил распространение и на предприятиях России и стран бывшего СССР.

Однако вскоре выяснились и ограничения в использовании перфторированных поверхностно-активных веществ. Обнаружились токсичные и канцерогенные свойства перфтороктансульфонатов и их производных. Испытания на крысах показали, что они распределяются главным образом в сыворотке и печени и не участвуют в последующем метаболизме. Доказано эмбриотоксичное действие соединений, нарушение жизненных функций вследствие попадания в организм. Из организма человека выводятся крайне медленно – от 2 лет до 21 года. Эти соединения обладают большой стабильностью в окружающей среде, период их полураспада в водной среде (гидролиз) составляет 41 год, а разрушению под воздействием света (фотолизу) данные соединения не подвержены совсем. Перфтороктансульфонаты и их производные были отнесены к стойким органическим загрязнителям.

В 2001 году была принята Стокгольмская конвенция, направленная на снижение загрязнения окружающей среды и охрану здоровья людей. В 2009 году список стойких органических загрязнителей, на которые распространяется действие конвенции, был расширен. В него, в том числе, были внесены и перфтороктансульфоновая кислота и её производные. Крупные мировые производители фторированных химических веществ согласились с программой поэтапной ликвидации ПФОС и её производных, а также веществ, образующих ПФОС, до 2015 года. Основные производители фторПАВ улучшили токсикологические и экологические характеристики продуктов, блокируя сульфонатную группу, уменьшив число атомов углерода в перфторированном радикале с С8 до С4-С6, применяя не полное, а частичное фторирование.

В 2011 году Россия присоединилась к Стокгольмской конвенции в редакции 2002 года. В 2014 году принято постановление правительства о мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях.

ГК «Пожнефтехим» следует мировой тенденции по снижению загрязнения окружающей среды и уделяет большое внимание экологической безопасности продукции. В качестве сырья для производства пенообразователей типа AFFF и AFFF/AR используются гарантированно качественные компоненты, отвечающие международным нормам и не содержащие веществ, запрещённых Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях. Соблюдение этого требования гарантировано заводами-изготовителями поверхностно-активных веществ в гарантийных письмах, декларирующих качество продукции. Все выпускаемые пенообразователи относятся к биологически разлагаемым продуктам.

Большая работа проводится в направлении снижения содержания в составе пенообразователей опасных для здоровья веществ и повышения биоразлагаемости всех выпускаемых марок «Аквафом». В 2014 г. был создан новый для российских производителей пенообразователей тип S/AR – синтетический спиртоустойчивый пенообразователь целевого назначения «Аквафом-S/AR» для тушения полярных и неполярных горючих жидкостей. При сохранении высокой эффективности тушения, подтверждённой испытаниями во ВНИИПО МЧС РФ с выдачей утверждённых «Рекомендаций по применению пенообразователя «Аквафом-S/AR», он отличается низкой фитотоксичностью и способностью к 100 % биоразлагаемости. Экологические испытания, проведённые в «Испытательном центре поверхностно-активных веществ, моющих средств и лакокрасочных материалов» (г. Щебекино), показали, что адаптация ила происходит всего за неделю. Новые порции пенообразователя за сутки разлагаются примерно на 90 %, и образование пены уже не наблюдается. По показателям фитотоксичности пороговая концентрация «Аквафом-S/AR» в 25 раз выше, а коэффициент разбавления рабочего раствора в 10 000 раз меньше, чем у пенообразователей типа AFFF. Так как разработанный пенообразователь содержит в своём составе только мягкие ПАВ, предельно-допустимая концентрация поверхностно-активных веществ для сброса в производственные сточные воды составляет 50 мг/л. Это соответствует разбавлению концентрата «Аквафом-S/AR» в соотношении 1:2500. Пенообразователи типа AFFF/AR 6 % концентрации необходимо разбавлять примерно в 12 000 раз или утилизировать в специальных печах на химзаводах.