Москва

+7 (499) 703 01 32
Call back

RU EN

mail@pnx-spb.ru

FIREFIGHTING AT OIL PROCESSING PLANTS

FIREFIGHTING AT OIL PROCESSING PLANTS

The Pozhneftehim has been designing foam fire extinguishing systems for hazardous facilities in the oil, gas and petrochemical industries since 2004. For processing installations, STU for fire safety and the “Fire safety measures” (MOPB) section of design documentation can be developed.

The Pozhneftehim is ready to supply a set of firefighting equipment and foam concentrates for a fire extinguishing system and water cooling, to carry out installation supervision and take part in commissioning and acceptance tests.

Oil processing installations: fire safety requirements

According to SP 4.13130.2013, "a processing installation means an industrial complex of buildings, structures and outdoor installations located on a separate site of the enterprise and intended for the implementation of the oil refining process". The section focuses on outdoor units, which are equipped with water cooling systems in accordance with current standards, as well as buildings, premises and reservoirs with flammable and combustible liquids (as part of process installations), which are protected by foam fire extinguishing systems.

Water cooling of processing plants

According to GOST R 12.3.047-2012 Fire safety of processes, "to prevent the increase in the scale of an accident during a fire, the processing equipment of production facilities must be protected from heat radiation by water irrigation installations (fire monitors, stationary water irrigation installations)."

Regulatory documents contain requirements for a water irrigation system for columns and processing equipment:

VUPP-88; clause 8.9. Fire monitors shall be installed:
a) in outdoor explosive and fire hazardous installations to protect equipment containing flammable gases, flammable and combustible liquids
8.26. Protection of column equipment to a height of up to 30 m should be carried out by monitors and mobile firefighting equipment. With a column equipment of more than 30 m high, their protection should be carried out in combination, namely: up to a height of 30 m with fire monitors and mobile firefighting equipment, and above 30 m - with stationary irrigation systems.

GOST R 12.3.047-2012; Appendix M
M.2 Fire monitors shall be installed:
- in outdoor installations of categories AN, BN and VN - for the protection of column equipment with a height of up to 30 m containing combustible gases (GG), flammable (HIL) and combustible liquids (FL), and in oil refining, petrochemical, chemical and gas processing enterprises - for protection of apparatus and equipment containing GGH, HIL and FL
M.8 At a column apparatus height of more than 30 m, their protection at a height of more than 30 m should be carried out by stationary irrigation installations.

Fire monitors for water cooling of column units of processing installations

For the column apparatus, fire monitors are provided to cool the equipment with water. It is important to increase their functionality and provide the ability to supply foam to extinguish local spills from a safe distance. For this end, we recommend implementing the universal fire monitors (LS-SU) manufactured by Pozhneftehim.

The nozzles should be connected to a fire water supply and a pipeline with a foam concentrate solution.


Fire nozzles for water curtains

For water curtains nozzles NP II and fan-type fire nozzles NP III are used.

NP-III nozzles are used to create water curtains set on the paths of probable clouds of dangerous vapors and gases. Given the technical characteristics, the nozzle can also be used to protect against heat fluxes.

Fire nozzles (NP-II type) create a water curtain against heat flows by supplying water mist to the gap zones formed between the nozzles.

To protect the slotted openings of the nozzles and the gaps of the foam generators, it is important to implement the Tauer Universal fire filters (PFU).


Equipment for fire water pipelines in processing installations

Surface fire water pipelines should be equipped with Rubezh Fire hose cabinets (BPG).

Rubezh BPG manufactured by Pozhneftehim provides water intake through special nipples with fire connection heads of the GM type in accordance with GOST R 53279-2009.

Water is supplied to the fire site using fire hoses and fire nozzles. An important feature of the Rubezh BPG is a vessel for storing a foam concentrate and an ejector-type proportioner, which can additionally provide foam to extinguish combustible liquids.


Water/foam nozzles for firefighting and water cooling on the shelf racks of processing installations

It is advisable to protect the shelves with oil processing equipment with the universal Antifire water-foam nozzles on a rotary device with an oscillator, which is capable of applying water for water cooling or a foam concentrate solution (low expansion foam) for firefighting. A foam fire extinguishing system may be provided on the basis of clauses 5.2-5.6 and 5.8 of GOST R 12.3.047-2012.

Sections with the Antifire UVPN should be brought out with dry pipes to the passage for firefighting equipment or permanently connected to a pipeline with a foam concentrate solution.


Fire extinguishing and fire hazard at processing installations

Processing installations are intended for the processing of oil, oil products and liquefied petroleum gases. These industrial facilities pose a great fire hazard due to a combination of the following factors:

The fire brigades arriving at the fire are required by instructions to conduct reconnaissance, evacuate people, provide cooling of facilities adjacent to the burning ones, and only thereafter proceed to extinguish the fire. Technical means for extinguishing a fire in accordance with clause 8.15 of VUPP-88 are dry pipe risers to reduce the time for applying water and foam.

In the event of depressurization of technological equipment or pipelines with an oil product, spilling and ignition of combustible substances occur. The consequences of such fires are dramatic, including loss of life and economic damages.

At the facilities that make up the process plants, major fires occur.

According to clause 5.2 of GOST R 12.3.047-2012, the analysis of the fire hazard of processes includes:

It is extremely important to choose the foam fire extinguishing system for hazardous facilities as a part of the processing site. The system must take into account the fire hazard of each particular object

Foam fire extinguishing systems for processing installations use foam generators, storage systems and a proportioner of foam concentrate, as well as auxiliary target equipment (manifolds for connecting fire equipment, Foamix pressure proportioners, fire filters, etc.).

Fire cabinet on fire water supply system for oil processing unit

For the quick elimination by personnel of small fire beds, it is advisable to provide foam fire cabinets on the water supply system (on shelves, column platforms, near process tanks and equipment).

MasterPen ShPP contains a vessel for storing a foam concentrate, a proportioner and a foam cannon. Foam fire cabinet manufactured by Pozhneftehim is approved for installation in rooms of all categories of fire hazard.


The block-container on the fire water supply system of the process installation

Vityaz block-containers for firefighting shall be installed on a fire water pipeline. The use of BK-PT will increase the level of fire protection at minimal cost.

Vityaz BK-PT is manufactured of I, II, III or IV degree of fire resistance according to the requirements of regulatory documentation with the attachment of the test conclusions of fire laboratory or certificates of conformity.

Block-containers manufactured by Pozhneftehim are needed if a pipeline with a foam concentrate solution is not available near the process unit (for example, the unit is under reconstruction).


Foam generator for extinguishing a fire with medium expansion foam

Hazardous production facilities as a part of processing plants can be protected by fire extinguishing systems with low and medium expansion foam. Low expansion foam is applied by the Antifire water/foam nozzle, which is also designed to apply water for water cooling (see above).

Medium expansion foam is applied by the Turbopen universal foam generator on a rotating table with an oscillator. Turbopen UGP applies a fire extinguishing jet in a wide pressure range with high penetrating power and a stream range.

Design of fire extinguishing systems for processing installations

When reconstructing hazardous production and industrial facilities, it is not easy to maintain the separation distances that are provided for by current regulatory documents. To ensure a sufficient level of fire safety, additional compensatory measures are being developed. Forced deviations from the requirements of regulatory documents are justified in the Special technical conditions for fire safety.

When designing technological installations, foreign (usually European) norms and standards can be taken into account. In such projects, some of the requirements of national standards are not initially complied with; therefore, compensatory measures should be chosen in the fire safety management system.

In addition to STU, the Pozhneftehim specialists can additionally prepare the following documents at the design stage:

Fire protection issues should be addressed comprehensively. If the design documentation contains incorrect concepts of fire protection systems, their audit is carried out. This is an assessment of the compliance of design solutions with the requirements of regulatory documents (GOST, SP, etc.) in the field of fire safety with the subsequent development and approval of new STU and MOSB.

Regulatory basis for the use of foam fire extinguishing systems at facilities as a part of technological installations

A fire in technological installations entails considerable economic losses for the enterprise owner. Since water extinguishing is not permissible for HIL and FL, fire extinguishing systems at individual sites are designed to contain the fire and prevent its spread. Water cooling systems are designed to cool objects that are next to that on fire.

According to clause 5.17-18 GOST R 12.3.047-2012, fire protection of processes must be ensured by "the use of fire extinguishing and water irrigation systems (automatic, if necessary) and appropriate types of firefighting equipment", as well as "devices that limit the spread of fire." It is possible to limit the spread of fire with the help of fire barriers, emergency shutdown of processing installations and communications, the use of means that limit the spill of HIL and FL.

The difficulty of extinguishing fires in processing installations is that stationary fire extinguishing installations can be disabled as a result of explosions or under prolonged exposure to high temperatures. Therefore, in addition to local stationary fire extinguishing installations, the possibility of firefighting by mobile fire equipment is provided.

Foam concentrates for extinguishing objects as part of processing installations

According to clause 5.19 of GOST R 12.3.047-2012, “the choice of extinguishing agents, compositions <...> should be carried out at the stage of designing processes, depending on the physicochemical properties of the processed substances and extinguishing agents and design of fire scenarios”.

Different foam concentrates can be used at different facilities of the same process unit. For extinguishing polar liquids, AFFF/AR and S/AR are used; for non-polar liquids, AFFF is used. Fluorosynthetic film-forming foam concentrates are more effective for fire extinguishing flammable and combustible liquids than the synthetic ones. Before choosing a fire extinguishing agent and equipment to be combined with it, consult the Pozhneftehim specialists.

The Pozhneftehim firefighting equipment and foam concentrates

The Pozhneftehim produces AQUAFOM firefighting equipment and foam concentrates for fire extinguishing systems of technological installations, as well as various buildings and premises of oil and gas and petrochemical enterprises:

Domestic legislation lacks national standards for many types of foam generators. When choosing a supplier of equipment, a guarantee of the quality and performance of fire equipment is considered to be the availability at the Equipment Manufacturer of an accredited stand for equipment hydraulic testing, as well as the provision of documents:

Проектирование систем пожаротушения для технологической установки включает следующие услуги

Contact information to order Pozhneftehim complex supplies

Questions concerning the choice of foam concentrates for fire extinguishing

Tatyana Potapenko, foam project manager +7 (499) 703 01 32, ext.172

Questions concerning the choice of firefighting equipment

Sergey Vypritsky, Project Manager +7 (499) 703 01 32, ext.153

Questions on documentation regarding Fire safety measures (MOPB) and Special technical conditions (STU)

Sergey Titenkov, Head of Regulatory and Technical Department +7 (499) 703 01 32, ext.159

Consult a specialist

Москва

+7 (499) 703 01 32
перезвоните

mail@pnx-spb.ru

Тушение пожаров на технологических установках

Тушение пожаров на технологических установках

Пожнефтехим проектирует системы пенного пожаротушения для опасных объектов нефтяной, нефтегазовой и нефтехимической отраслей с 2004 года. Для технологических установок могут быть разработаны СТУ по пожарной безопасности и раздел МОПБ проектной документации.

Пожнефтехим готов поставить комплекс пожарного оборудования и пенообразователей для системы пожаротушения и водяного охлаждения, провести шеф-монтаж и принять участие в пусконаладочных и приемочных испытаниях.

Технологические установки: требования пожарной безопасности

Согласно СП 4.13130.2013, «под технологической установкой понимается производственный комплекс зданий, сооружений, строений и наружных установок, расположенных на отдельной площадке предприятия и предназначенный для осуществления технологического процесса нефтеперерабатывающего производства». В разделе речь пойдет о наружных установках, которые по действующим нормам оснащаются системами водяного охлаждения, а также зданиях, помещениях и резервуарах ЛВЖ и ГЖ (в составе технологических установок), которые защищаются системами пенного пожаротушения.

Водяное охлаждение технологических установок

По ГОСТ Р 12.3.047-2012 Пожарная безопасность технологических процессов, «для предотвращения увеличения масштаба аварии при пожаре технологическое оборудование производственных объектов должно быть защищено от теплового излучения установками водяного орошения (пожарными лафетными стволами, стационарными установками водяного орошения)».

Нормативные документы содержат требования к системе водяного орошения колонн и технологических аппаратов:

ВУПП-88; п. 8.9. Пожарные лафетные стволы устанавливаются:
а) на наружных взрыво- и пожароопасных установках для защиты аппаратуры и оборудования, содержащих горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
8.26. Защита колонных аппаратов на высоту до 30 м должна производиться лафетными стволами и передвижной пожарной техникой. При высоте колонных аппаратов более 30 м защита их должна производиться комбинированно, а именно: до высоты 30 м – лафетными стволами и передвижной пожарной техникой, а выше 30 м – стационарными установками орошения.

ГОСТ Р 12.3.047-2012; Приложение М
М.2 Пожарные лафетные стволы устанавливаются:
- на наружных установках категорий АН, БН и ВН - для защиты колонных аппаратов высотой до 30 м, содержащих горючие газы (ГГ), легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) и горючие жидкости (ГЖ), а на нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических и газоперерабатывающих предприятиях - для защиты аппаратов и оборудования, содержащих ГГ, ЛВЖ и ГЖ.
М.8 При высоте колонных аппаратов более 30 м их защиту на высоте более 30 м следует осуществлять стационарными установками орошения.

Лафетные стволы для водяного охлаждения колонных аппаратов технологических установок

Для колонных аппаратов предусматриваются лафетные стволы, чтобы охлаждать оборудование водой. Важно повысить их функционал и обеспечить возможность подачи пены, для тушения локальных розливов с безопасного расстояния. Для этого рекомендуем предусматривать универсальные лафетные стволы (ЛС-СУ) производства Пожнефтехим.

Стволы следует подключать к противопожарному водопроводу и трубопроводу с раствором пенообразователя.


Пожарные насадки для водяных завес

Для водяных завес применяются насадки НП II и насадки веерные пожарные НП III. 

Насадки НП-III применяются для создания водяных завес, устанавливаемых на путях вероятного прохождения облаков опасных паров и газов. С учётом технических характеристик насадки также могут применяться для защиты от воздействия тепловых потоков. 

Насадки пожарные (разновидность НП-II) создают водяную завесу для тепловых потоков за счёт подачи мелкодисперсной воды в образующиеся между насадками свободные зоны.

Для защиты щелевых отверстий насадков и зазоров генераторов пены важно предусматривать Пожарные фильтры универсальные «Тауэр» (ПФУ).


Оснащение пожарных водопроводов на технологических установках

Наземные противопожарные водопроводы следует оснащать блоками пожарных гидрантов.

БПГ «Рубеж» производства Пожнефтехим обеспечит отбор воды через специальные патрубки с пожарными соединительными головками типа ГМ по ГОСТ Р 53279-2009.

Вода подаётся к месту пожара с использованием пожарных напорных рукавов и пожарных стволов. Важной особенностью БПГ «Рубеж» является возможность оснащения ёмкостью для хранения пенообразователя и дозатором эжекторного типа, которые дополнительно могут обеспечить подачу пены для тушения горючих жидкостей.


Водопенные насадки для пожаротушения и водяного охлаждения на площадках этажерок технологических установок

Площадки этажерок с технологическим оборудованием целесообразно защищать универсальными водопенными насадкамми «Антифайер» на поворотном устройстве с осциллятором, который способен подавать воду для водяного охлаждения или раствор пенообразователя (пену низкой кратности) для пожаротушения. Система пенного пожаротушения может быть предусмотрена на основании пп. 5.2-5.6 и 5.8 ГОСТ Р 12.3.047-2012. 

Секции с УВПН «Антифайер» следует вывести сухотрубами к проезду для пожарной техники либо стационарно подключить к трубопроводу с раствором пенообразователя.


Тушение пожаров и пожарная опасность технологических установок

Технологические установки предназначены для переработки нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. Эти промышленные объекты представляют большую пожарную опасность вследствие совокупности следующих факторов:

Прибывающие на пожар подразделения пожарной охраны обязаны по инструкции провести разведку, эвакуировать людей, обеспечить охлаждение соседних с горящим объектов и только после этого преступить к тушению пожара. Технические средства для тушения пожара согласно п. 8.15 ВУПП-88 представляют собой стояки-сухотрубы для сокращения времени подачи воды и пены.

В случае разгерметизации технологического оборудования или трубопроводов с нефтепродуктом возникает розлив и воспламенение горючих веществ. Последствия таких пожаров тяжелые, включая гибель людей и экономический ущерб.

На объектах, входящих в состав технологических установок, случаются крупные пожары.

Согласно п. 5.2 ГОСТ Р 12.3.047-2012, анализ пожарной опасности технологических процессов включает:

Крайне важно правильно выбрать систему пенного пожаротушения для опасных объектов в составе технологической площадки. Система должна учитывать особенности пожарной опасности каждого конкретного объекта.

В системах пенного пожаротушения для технологических установок применяются пеногенераторы, системы хранения и дозирования пенообразователя, а также вспомогательное целевое оборудование (узлы подключения пожарной техники, дозаторы напорные «Фомикс», фильтры пожарные и пр.).

Шкаф пожарный на пожарном водопроводе технологической установки

Для оперативной ликвидации персоналом небольших очагов целесообразно на водопроводе предусмотреть пенные пожарные шкафы (на этажерках, площадках колонн, вблизи технологических емкостей и аппаратов).

ШПП «МастерПен» содержит ёмкость для хранения пенообразователя, дозатор и пенный ствол. Шкаф пожарный пенный производства Пожнефтехим допущен к установке в помещениях всех категорий по пожарной опасности.


Блок-контейнер на пожарном водопроводе технологической установки

Блок-контейнеры для пожаротушения «Витязь» устанавливается на противопожарный водопровод. Применение БК-ПТ позволит повысить уровень пожарной защищенности при минимальных затратах.

БК-ПТ «Витязь» изготавливается I, II, III или IV степени огнестойкости согласно требованиям нормативной документации с приложением заключений испытательной пожарной лаборатории или сертификатов соответствия.

Блок-контейнеры производства Пожнефтехим нужны, если вблизи технологической установки не предусмотрен трубопровод с раствором пенообразователя (например, установка реконструируется).


Пеногенератор для тушения пожара пеной средней кратности

Опасные производственные объекты в составе технологических установок могут быть защищены системами пожаротушения с пеной низкой и средней кратности. Пена низкой кратности подается водопенным насадком «Антифайер», который также предназначен для подачи воды для водяного охлаждения (см.выше).

Пена средней кратности подается универсальным генератором пены «Турбопен» на поворотном устройстве с осциллятором. УГП «Турбопен» подает огнетушащую струю в широких диапазонах давлений с высокой проникающей способностью и дальностью подачи.

Проектирование систем пожаротушения технологических установок

При реконструкции опасных производственных и промышленных объектов непросто выдержать противопожарные расстояния, которые предусмотрены действующими нормативными документами. Чтобы обеспечить достаточный уровень пожарной безопасности разрабатываются дополнительные компенсирующие мероприятия. Вынужденные отступления от требований нормативных документов обосновываются в Специальных технических условиях по пожарной безопасности.

При проектировании технологических установок могут браться в расчет зарубежные (как правило, европейские) нормы и стандарты. В таких проектах изначально не соблюдаются некоторые требования национальных стандартов, поэтому следует выбирать компенсирующие мероприятия в СТУ по пожарной безопасности.

Помимо СТУ специалисты Пожнефтехим на этапе проектирования могут дополнительно подготовить следующие документы:

Вопросы противопожарной защиты следует решать комплексно. Если в проектной документации заложены некорректные концепции систем противопожарной защиты, проводится их аудит. Это оценка соответствия проектных решений требованиям нормативных документов (ГОСТ, СП и пр.) в области пожарной безопасности с последующей разработкой и согласованием новых СТУ и МОПБ.

Нормативные основания для применения систем пенного пожаротушения на объектах в составе технологических установок

Пожар на технологических установках предполагает немалые экономические потери для владельца предприятия. Поскольку тушение водой для ЛВЖ и ГЖ недопустимо, системы пожаротушения на отдельных объектах призваны локализовать пожар и не допустить его распространение. Системы водяного охлаждения предназначены для охлаждения соседних с загоревшимся объектов.

Согласно п.5.17-18 ГОСТ Р 12.3.047-2012 противопожарная защита технологических процессов должна обеспечиваться «применением установок пожаротушения и водяного орошения (при необходимости - автоматических) и соответствующих видов пожарной техники», а также «устройствами, ограничивающими распространение пожара». Ограничить распространение пожара можно с помощью противопожарных преград, аварийным отключением технологических установок и коммуникаций, применением средств, ограничивающих разлив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Сложность тушения пожаров на технологических установках заключается в том, что стационарные установки пожаротушения могут быть выведены из строя в результате взрывов или под длительным воздействием высоких температур. Поэтому помимо локальных стационарных установок пожаротушения предусматривается возможность пожаротушения мобильной пожарной техникой.

Пенообразователи для пожаротушения объектов в составе технологических установок

Согласно п.5.19 ГОСТ Р 12.3.047-2012, «выбор огнетушащих веществ, составов <…> следует проводить на стадии проектирования технологических процессов в зависимости от физико-химических свойств перерабатываемых веществ и средств тушения и сценариев проектных пожаров».

На разных объектах одной технологической установки могут применяться разные пенообразователи. Для тушения полярных жидкостей применяется AFFF/AR и S/AR, для неполярных жидкостей – AFFF. Фторсинтетические пленкообразующие пенообразователи более эффективны для пожаротушения ЛВЖ и ГЖ, чем синтетические. Перед выбором огнетушащего вещества и сочетающегося с ним оборудования, проконсультируйтесь со специалистами Пожнефтехим.

Пожарное оборудование и пенообразователи Пожнефтехим

Пожнефтехим производит пожарное оборудование и пенообразователи «Аквафом» для систем пожаротушения технологических установок, а также различных зданий и помещений нефтегазовых и нефтехимических предприятий:

В отечественном законодательстве отсутствуют национальные стандарты на многие типы генераторов пены. При выборе поставщика оборудования гарантией качества и работоспособности пожарного оборудования считается наличие у Производителя оборудования аккредитованного стенда для проведения гидравлических испытаний оборудования, а также предоставление документов:

Проектирование систем пожаротушения для технологической установки включает следующие услуги

Контактная информация для заказа комплексных поставок Пожнефтехим

Вопросы по выбору пенообразователя

Татьяна Потапенко, руководитель пенного проекта +7 (499) 703 01 32, доб.172

Вопросы по выбору оборудования

Сергей Выприцкий, руководитель проектного отдела +7 (499) 703 01 32, доб.153

Вопросы по документации МОПБ

Сергей Титенков, руководитель нормативно-технического отдела +7 (499) 703 01 32, доб.159

Проконсультируйтесь со специалистом